Сообщение Rulez 29 ноя 2010, 19:01
Профессиональное управление домами
Реформы в жилищной сфере, которые в странах бывшего Советского Союза начались в 90-х годах ХХ в. с приватизации жилья гражданами, превратили огромное количество квартиросъемщиков в собственников недвижимости и привели к изменению отношений собственности в пределах каждого дома. Проблема управления многоквартирными домами, перешедшими в собственность нескольких домовладельцев, и правового урегулирования отношений между собственниками общего имущества является актуальной для городов большинства стран на постсоветском пространстве. В западных странах граждане рассматривают приобретение жилья в собственность как инвестицию и следят за тем, чтобы стоимость квартиры не уменьшалась со временем, а по возможности прирастала. И нам следует извлечь полезный урок из опыта рачительного отношения к своей собственности, исторически накопленного в других странах.
В тех из них, где в жилищной сфере исторически преобладает частный сектор, применяются различные системы управления недвижимостью, включая и самоуправление собственников в многоквартирных домах.
Из истории многоквартирного жилья
История многоквартирного жилья насчитывает более двух тысяч лет. Первые многоквартирные дома (МКД), в привычном для нас понимании, появились во времена Римской империи, когда сенат принял законы, разрешавшие свободным гражданам Рима владеть отдельными жилыми помещениями в городских "многосемейных" домах. Тогда и появился употребляемый сегодня во многих странах термин "кондоминиум" т. е. совладение. В Средние века дома со многими помещениями - отдельно для каждой семьи, которыми совместно владели собственники этих помещений, - строились в огражденных стенами городах-крепостях, служивших убежищем от нападений противников по междоусобным войнам. После Средневековья вплоть до начала ХХ в. идея общей собственности на МКД не возникала, хотя именно за счет быстрого и многочисленного строительства таких домов разрастались города в эпоху индустриализации - дома, как правило, полностью принадлежали богатым владельцам и являлись доходными.
Только в первой половине ХХ в. в Западной Европе (Германия, Австрия, Франция) квартиры в отдельных домах стали передаваться в собственность граждан. Бывшие владельцы распродавали свои здания, квартиру за квартирой, арендаторам и другим желающим получить собственное жилье - так в Европу вернулись кондоминиумы. Этот подход распространился на страны Латинской Америки и Пуэрто-Рико, где в 1951 г. были приняты законы, создавшие правовые рамки для кондоминиумов как части корпоративного и жилищного права. Из Пуэрто-Рико идея общей собственности на МКД распространилась на США, а оттуда - на Канаду.
После этого кондоминиумы как тип жилищных комплексов, в которых одновременно присутствует частная собственность на квартиры и нежилые помещения и общая долевая собственность на места общего пользования, получили широкое распространение во многих странах мира. Кроме того, кондоминиумы стали возникать при строительстве МКД, помещения в которых еще на этапе строительства или сразу по его завершении продаются различным собственникам, а дом становится их общим имуществом. Такое строительство превратилось в чрезвычайно выгодный бизнес: жилье в этих домах обладает 100-процентной ликвидностью и приносит хорошие прибыли компаниям-застройщикам.
Экономической базой демократического правового государства являются частная собственность и свободный рынок.
В результате пробелов в законодательстве в России, Украине, Беларуси, Армении, Азербайджане, Молдове, Таджикистане до последнего времени сохранились постсоветские административные схемы управления МКД (не случайно именно жилищно-коммунальный сектор часто называют "последним оплотом социализма"). Практика показала, что государственные (муниципальные) жилищные организации характеризуются низкой эффективностью использования финансовых средств, в т. ч. вследствие искусственно созданной высокой занятости. Словацкие эксперты приводят пример жилищного предприятия в г. Мартин, где было около 450 работников, а после 1991 г. работало только 145 человек, которые справлялись с тем же самым объемом работы. Высокая доля затрат, связанных с оплатой труда, оставляет незначительные средства на выполнение непосредственно ремонтов, в результате техническое состояние домов постоянно ухудшается. Искусственное сохранение административно-централизованной государственной (муниципальной) системы управления и обслуживания МКД, при которой дома "закреплены" за определенными управляющими и обслуживающими организациями, не дает возможности возникнуть и развиваться рынку жилищных услуг, в отличие от рынка жилья. В этих странах приватизированный жилищный фонд на практике не имеет методов и форм управления, соответствующих рыночному конкурентному сектору экономики, и до сих пор управляется муниципалитетами как социальный жилищный фонд. В последние годы в России государством через законодательное регулирование прилагаются значительные усилия для демонополизации системы управления и обслуживания МКД.
Чтобы лучше понимать, в чем состоят различия и общность принципов управления МКД, рассмотрим, как законодательством разных стран определяется объект управления, кто отвечает за управление и кто выполняет управленческие функции, иными словами - кто является субъектом управления.
Многоквартирный дом и общее имущество
Во многих странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки употребляется термин "кондоминиум" - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, в котором жилые и нежилые помещения находятся в собственности граждан или юридических лиц, а общее имущество - в их общей долевой собственности.
В России, Украине и других республиках бывшего СССР в настоящее время применяется понятие "многоквартирный дом", под которым понимается дом, включающий две и более квартиры, имеющие самостоятельные выходы в помещения общего пользования. В состав МКД помимо квартир могут также входить одно или несколько нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности различным лицам и не входящих в состав общего имущества.
К общему имуществу законами многих стран относятся помещения МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также крыши, ограждающие, несущие и ненесущие конструкции, обслуживающие более одного помещения, оборудование и земельный участок, на котором расположен данный дом.
МКД, в отличие от жилых и нежилых помещений в нем, как объект недвижимости не является объектом гражданского оборота.
Только отдельные элементы общего имущества МКД могут участвовать в гражданском обороте, но ограниченно и при соблюдении определенных условий. Так, возможна сдача в аренду общих помещений МКД (при согласии как минимум двух третей всех собственников помещений), передача в пользование участка стены или кровли (например, для целей рекламы) и т. п. В любом случае все доходы от использования элементов общего имущества являются доходами объединения собственников помещений, а не управляющего и расходуются на цели содержания общего имущества дома.
Важной особенностью правового режима объектов недвижимости в МКД является то, что всем собственникам жилых помещений наряду с принадлежащими им помещениями принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество. В соответствии с гражданским и жилищным законодательством во всех странах собственники жилых и нежилых помещений МКД несут бремя содержания не только принадлежащих им помещений, но и общего имущества.
Законодательно устанавливаются жесткие требования по несению собственником обязательных расходов на содержание общего имущества. Как правило, доля обязательных общих расходов определяется размером доли собственника в праве общей собственности на общее имущество. Чем больше площадь принадлежащих собственнику помещений в многоквартирном доме, тем большее бремя расходов на содержание общего имущества на нем лежит.
Бремя содержания означает не только несение обязательных расходов, но и обязанность предпринимать меры для обеспечения сохранности, безопасности, технической исправности и надлежащего санитарного состояния общего имущества. Собственник должен принимать решения и заботиться об организации процесса содержания дома. Если дом не соответствует законодательно установленным требованиям к безопасности и качеству объектов жилой недвижимости, все собственники помещений в доме в равной степени несут ответственность перед государственными надзорными органами.
В большинстве стран Запада контроль безопасности и технического состояния жилья - практически единственная область, в которой пересекаются интересы собственников помещений МКД и органов власти. Органы государственной власти и муниципалитеты в Европе и Америке не участвуют в управлении кондоминиумами, и основная причина состоит в том, что соотношение частной и муниципальной собственности в пределах одного дома существенно отличается от ситуации в республиках СНГ и странах Восточной Европы.
В бывших социалистических странах в результате приватизации возникла ситуация, когда почти в каждом доме есть несколько помещений, принадлежащих муниципалитету. В соответствии с законодательством муниципалитет, как собственник неприватизированных квартир и нежилых помещений, обладает теми же правами и обязанностями, что и остальные собственники. Представительство интересов города в товариществе осуществляет уполномоченный сотрудник администрации или иной городской службы.
На Западе, особенно в США, где исторически большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, под приватизацией понималась не массовая бесплатная передача жилья гражданам, а его продажа. На продажу выставлялись дома целиком. Таким образом, в США и западноевропейских странах жилые дома либо полностью принадлежат одному собственнику - муниципалитету, либо одному или нескольким частным лицам. На Западе нет домов, где одновременно были бы муниципальные и частные квартиры.
Таким образом, в западных странах муниципалитет не является лицом, непосредственно заинтересованным в каких-либо внутренних делах объединений собственников жилья, и домовладельцы в кондоминиуме не испытывают давления со стороны городских властей при решении любых вопросов, касающихся их дома. Собственники жилья в кондоминиумах не требуют от муниципалитетов проведения ремонтов и организации содержания своих домов или помощи в этом.
В западных странах, где исторически сложилось другое отношение к собственности на жилье, участие в управлении собственным МКД воспринимается собственниками квартир как преимущество, а не бремя. Отношения между домовладельцами по управлению общим имуществом реализуются в рамках ассоциации (товарищества) собственников жилья, которая в обязательном порядке создается и регистрируется для управления кондоминиумом, и каждый собственник квартиры или нежилого помещения автоматически является членом ассоциации. Создание объединения собственников жилья МКД обязательно во всех странах, кроме Российской Федерации и Кыргызстана - единственных стран, где было принято решение о добровольности членства в товариществе.
Содержание общего имущества - часть деятельности по управлению МКД
Понятие "содержание дома" можно рассматривать в двух значениях:
содержание как несение бремени расходов;
содержание как деятельность, обеспечивающая сохранность и надлежащее состояние имущества.
Собственники, обязанные содержать принадлежащее им имущество, в т. ч. обязаны управлять этим имуществом, а именно:
принимать решения и организовывать деятельность по обеспечению сохранности общего имущества, его надлежащего технического и санитарного состояния, безопасных и комфортных условий проживания (включая обеспечение коммунальными услугами);
решать вопросы пользования помещениями, общим имуществом и придомовым земельным участком;
оплачивать содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг.
Таким образом, объектами управления в МКД является каждое жилое и нежилое помещение, принадлежащее отдельному собственнику (который чаще всего сам им управляет).
Управление общим имуществом МКД можно рассматривать как двухуровневую систему, которая дополняется различными способами обслуживания.
Первый уровень управления - принятие совместных решений собственниками помещений: определение целей управления МКД (т. е. определение уровня его технического состояния, безопасности, комфортности, который должен быть обеспечен); выбор способа управления (кто будет осуществлять управленческие функции); установление размера платы за содержание общего имущества. Осуществление такого управления - право и обязанность собственников помещений.
Второй уровень управления - организация исполнения решений (осуществление управленческих функций). Такое управление может осуществляться самими собственниками или привлекаемыми ими исполнителями - управляющим или управляющей организацией.
Управление жильем как предпринимательская деятельность осуществляется на возмездной основе и заключается в предоставлении собственникам помещений или их объединению (товариществу) обозначенных в договоре управления услуг и работ. Для выполнения своих обязательств перед собственниками управляющий принимает решения о том, кто, как, когда и за какую сумму будет осуществлять конкретные работы и предоставлять услуги, заключает договоры подряда и контролирует работу исполнителей.
Таким образом, субъектами управления МКД являются собственники помещений в доме и управляющий, каждый в пределах своей компетенции.
Функции управления многоквартирными домами
В мировой практике под профессиональной деятельностью по управлению жилой недвижимостью понимаются любые действия управляющей организации или управляющего в отношении объекта недвижимости, направленные на достижение целей, сформулированных собственником недвижимости.
Существуют различные подходы к тому, что относить к деятельности по управлению жилой недвижимостью. Большинство источников информации об управлении недвижимостью за рубежом указывают следующие направления профессиональной деятельности по управлению МКД:
управление обслуживанием и ремонтом;
финансовое управление;
административное управление.
Международная организация "Институт управления жилыми комплексами" (Community Associations Institute, США) определяет следующие направления деятельности и функции управляющего МКД.
Организация общих собраний собственников и заседаний правления и участие в них:
составлять и использовать административный календарный план собраний товарищества, других событий и мероприятий;
составлять и представлять правлению отчет по управлению домом;
составлять повестки дня и информационные материалы для заседаний правления;
готовить и распространять уведомления о собраниях;
разрабатывать и использовать процедуры выборов и голосований на общих собраниях собственников (членов товарищества) в соответствии с руководящими документами;
организовывать общие собрания и заседания правления и участвовать в них;
вести протоколы и готовить проекты резолюций. Администрирование и юридические вопросы:
организовывать и вести делопроизводство товарищества (в т. ч. договоры и переписку);
отвечать на запросы (заявки) жильцов (собственников);
готовить документы для продаж, аренды и других сделок, если это требуется в соответствии с руководящими документами товарищества;
содействовать связи между товариществом (правлением) и юридическим консультантом;
предоставлять информацию и рекомендации правлению для принятия решений;
консультировать правление и давать ему советы по профессиональным вопросам;
помогать правлению в подготовке правил, порядков и процедур;
разрабатывать процедуры сбора взносов и платежей для утверждения правлением;
быть в курсе архитектурных требований или требований по изменению помещений;
устанавливать и фиксировать нарушения ограничений, правил и порядков, установленных товариществом;
применять процедуры к нарушителям (в т. ч. правил и архитектурных требований), как это установлено правлением;
применять санкции за неплатежи, как установлено руководящими документами и политикой правления, доводить информацию о неплатежах до юридического консультанта;
содействовать связи между товариществом (правлением) и членами товарищества;
представлять товарищество перед внешним сообществом (в т. ч. во взаимоотношениях с местной администрацией, СМИ и организациями местного самоуправления);
разрабатывать, обновлять и распространять специальную информацию для данного жилого комплекса (в т. ч. перечень услуг и исполнителей);
готовить и предоставлять дружелюбные информационные материалы о поставщиках, доступных удобствах и услугах, часах работы, потенциальных покупателях недвижимости, собственниках и нанимателях (в т. ч. "пакет знакомства").
Составление бюджета, создание резервных фондов, инвестиции и оценка (платежи):
Финансовый контроль:
консультировать правление и давать ему советы по финансовым вопросам;
анализировать финансовые тенденции при составлении бюджета;
разрабатывать и корректировать долгосрочные планы расходов и резервов, при необходимости привлекая профессиональных консультантов;
готовить проект годового бюджета, включая операционные расходы, расходы на капитальные цели и резервы;
изыскивать альтернативные источники доходов;
определять способы финансирования резервных фондов;
распределять средства бюджета, как установлено в руководящих документах;
разрабатывать и использовать эффективные процедуры рассылки счетов и сбора платежей;
готовить и рассылать уведомления о выставляемых счетах и задолженностях;
применять санкции (плата за просрочку, проценты, пени) по неоплаченным счетам, как установлено руководящими документами и политикой правления;
доводить информацию о неплатежах до юридического консультанта;
готовить и предоставлять необходимую документацию для внешнего воздействия на неплательщика;
вести финансовую отчетность товарищества в соответствии с официально принятой учетной политикой;
разрабатывать и применять процедуры внутреннего финансового контроля;
разрабатывать и утверждать эффективные процедуры оплаты внешних счетов;
производить регулярные плановые платежи от имени товарищества в рамках переданных полномочий;
документировать все финансовые потоки и сделки;
готовить регулярные плановые финансовые ведомости и отчеты;
анализировать финансовые ведомости и отчеты и доводить существенные факты и требования до правления;
выполнять инвестиционную политику, установленную правлением;
находить независимых консультантов-бухгалтеров для целей товарищества;
предоставлять независимому аудитору или бухгалтеру финансовые отчеты товарищества, если это необходимо.
Управление рисками и страхование:
отвечать на запросы (заявки) жильцов (собственников);
выявлять источники потенциальных потерь;
рекомендовать правлению профессиональных специалистов по управлению рисками и страховщиков;
разрабатывать и применять методики управления рисками;
разрабатывать и применять программы безопасности;
разрабатывать и применять планы на случай чрезвычайных ситуаций;
контролировать страховое покрытие по действующим договорам страхования (в т. ч. страхования от катастроф и несчастных случаев, нарушения материальной ответственности, нарушения денежных обязательств, страхования имущества), как установлено руководящими документами и политикой правления;
документировать, предъявлять и координировать страховые претензии. Содержание общего имущества:
отвечать на запросы (заявки) жильцов (собственников);
консультировать правление и давать ему советы по техническим вопросам содержания имущества;
проводить переговоры по сервисным договорам;
определять состав общего имущества, подлежащего содержанию и ремонту;
инспектировать общее имущество, подлежащее содержанию и ремонту;
готовить и представлять правлению отчет по результатам инспекции;
предоставлять правлению рекомендации по содержанию общего имущества;
разрабатывать, утверждать и применять системы контроля, чтобы обеспечить документирование и выполнение задач по содержанию и ремонту;
выполнять программы содержания, ремонта и замены общего имущества и соответствующих решений правления;
разрабатывать и выполнять планы профилактического ремонта;
разрабатывать и применять программы срочного (аварийного) ремонта;
организовывать получение, уточнение и ответы на заявки на ремонт от собственников.
Работа с подрядчиками:
готовить и представлять правлению пакеты информации по конкурсным предложениям;
организовывать подготовку спецификаций (технических документов) и конкурсной документации;
отбирать квалифицированных подрядчиков;
проводить переговоры по сервисным договорам;
координировать переговоры по условиям договоров с юридическим консультантом товарищества;
контролировать существенные условия договоров (в т. ч. стороны, объем работы и вознаграждение);
обеспечивать проверку договоров юридическим консультантом до подписания и принятия решения о найме;
проверять договоры на соответствие местным правилам и нормам до начала работ по договору;
оценивать исполнение стандартных договоров;
добиваться установления и требовать исполнения гарантийных обязательств.
Кадровая политика:
разрабатывать и применять правила и процедуры по отношению к персоналу (в соответствии с федеральными законами, законами штата и местным законодательством);
разрабатывать и корректировать рабочие инструкции для штатных сотрудников;
применять процедуры подбора, найма и увольнения персонала;
осуществлять надзор за работой персонала;
утверждать цели и задачи работы персонала, оценивать выполнение работы и периодически проводить обсуждение работы с персоналом;
вести и должным образом хранить личные дела сотрудников.
Эстонский союз управляющих и обслуживающих недвижимость (EKHHL) в разработанном им стандарте "Мероприятия по обеспечению содержания недвижимости" к управлению относит следующие виды деятельности и мероприятия.
Подготовка объекта недвижимости к управлению и консультирование владельца:
проверка наличия исходных данных;
изучение потребностей владельца;
составление базы данных;
восстановление отсутствующих документов;
первичный осмотр объекта;
составление инструкции по обслуживанию объекта или его частей;
составление стратегии обслуживания и консультация по услугам;
другие подготовительные мероприятия.
Организация физической сохранности недвижимого объекта:
внедрение книги обслуживания;
организация надзора владельца;
организация оценки технического состояния строений, их частей и конструкций;
осуществление договоров, необходимых для комплексных мероприятий по техническому обслуживанию и благоустройству;
организация проектирования необходимых изменений в строениях;
управление всеми осуществляемыми ремонтными и строительными проектами;
организация ремонтных работ;
прочие мероприятия для организации физической сохранности. Организация юридического сохранения объекта недвижимости:
надзор за выполнением всех договоров, заключенных от имени владельца или владельцев недвижимости;
посредничество между сторонами договора при возникновении споров и разногласий;
надзор за всеми документами, связанными с недвижимостью;
определение границ обязанностей и ответственности, вытекающих из правовых актов и договоров;
представление необходимых и требуемых владельцем отчетов;
подготовка страховой стратегии объекта недвижимости;
деятельность от имени владельца как юридического лица в соответствии с договором;
организация юридических услуг для владельца;
другие мероприятия, связанные с юридическим обеспечением. Организация экономической сохранности объекта недвижимости:
составление бизнес-плана (экономической программы) объекта;
организация поставок необходимых коммунальных и прочих ресурсов для объекта;
организация финансового учета;
анализ экономических показателей;
консультации по кредитам;
подготовка арендной стратегии объекта недвижимости;
организация экспертной оценки;
прочие мероприятия, связанные с экономической сохранностью. Организация дополнительных услуг для владельца объектов недвижимости:
организация общения и отчеты для владельца;
консультирование владельца в связи с развитием недвижимости;
представление владельца в пределах полномочий, определенных договором;
консультирование пользователей здания (помещений);
анализ использования недвижимости;
выдача справок;
организация подсобных услуг, включая аварийно-диспетчерское обслуживание;
другие мероприятия.
Из приведенных перечней направлений деятельности управляющего видно, что управление является отдельным, специальным видом деятельности, не ограничиваемой только организацией обслуживания и ремонта, и требует определенной квалификации и навыков. Для управления необходимы инженерно-строительные, экономические, юридические знания, а также знания в области финансов, организации труда и психологии. Вот почему определенные преимущества имеют управляющие организации, которые могут позволить себе иметь в штате самых разных специалистов, необходимых для управления МКД.
В России и ряде других стран бывшего СССР довольно активно обсуждается вопрос о предъявлении к профессиональным управляющим специальных требований, которые позволили бы защитить собственников жилья от некомпетентности или недобросовестности управляющих. Это связано прежде всего со сложившимся среди чиновников и работников ЖКХ отношением к гражданам - собственникам квартир как к неграмотным, бесправным и не осознающим собственной ответственности потребителям, которые полностью находятся во власти жилищных организаций. К этому же подталкивает и недостаток навыков "новых" управляющих - они пока не научились работать с собственниками как с клиентами, которые заказывают работы, устанавливают цену, оценивают и оплачивают сделанную работу.
В России специальных нормативных требований или ограничений деятельности управляющих организаций нет: их деятельность не лицензируется, страхование ответственности и сертификация являются добровольными. Единственное исключение установлено постановлением Правительства РФ для случаев, когда орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации для управления МКД. Такая управляющая организация не должна быть банкротом, иметь задолженностей и административных правонарушений. Кроме того, выбранная управляющая организация должна предоставить муниципалитету обеспечение исполнения своих обязательств по управлению домом - нотариально заверенную копию договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита либо банковскую гарантию.
Такие меры установлены потому, что проведение открытых конкурсов муниципалитетами является временным исключением из общего правила самостоятельного выбора способа управления самими собственниками помещений, а также потому, что необходимо минимизировать негативные последствия выбора управляющей организации муниципалитетами, а не самими собственниками. Важно, что российские законодатели понимают: такие требования нельзя распространять на все управляющие организации, работающие по договорам с собственниками. Собственники помещений должны иметь возможность выбирать управляющего из различных претендентов на эту роль и руководствоваться при выборе собственными критериями.
В большинстве стран мира не устанавливается никаких законодательных ограничений на деятельность управляющих организаций и индивидуальных управляющих, работающих по договорам с собственниками жилья. В редких случаях от управляющих требуется лицензия. Например, в ряде штатов США управляющий должен получить лицензию департамента торговли или иного уполномоченного штатом органа, если его работа связана со сдачей помещений в аренду и сбором арендной платы в интересах собственника здания. Также управляющий должен иметь лицензию, если он предлагает собственнику провести реконструкцию или модернизацию здания, требующую больших денежных вложений. Оба этих случая подпадают под понятие "управление финансами и инвестициями", а такая деятельность лицензируется во многих странах мира.
Работы, связанные с техническим и санитарным обслуживанием домов и проведением ремонтных работ, обычно лицензируются в обязательном порядке, но лицензию приобретают непосредственно подрядные специалисты-ремонтники, и управляющий не несет ответственности за нарушение подрядчиками условий лицензирования.
Как правило, рынок сам формирует требования к управляющим компаниям, невыполнение которых делает компанию неконкурентоспособной. Прежде всего это относится к страхованию управляющей организацией (управляющим) своей гражданской и материальной ответственности, возникающей, если неправильные действия управляющего нанесли ущерб клиенту-собственнику. Страхование ответственности управляющих развито в большинстве стран Европы и Америки.
Конкурентоспособность управляющей организации повышает наличие сертификатов, подтверждающих ее профессионализм, опыт и финансовую стабильность, а также следование профессиональным стандартам.
В Венгрии закон "О товариществах собственников жилья" устанавливает, что управляющими кондоминиумами могут быть только те лица, которые прошли соответствующую профессиональную подготовку. С 1999 г. в стране действуют получившие государственную лицензию курсы обучения по специальностям "управляющий кондоминиумом" и "управляющий недвижимостью". Оба курса отвечают критериям профессиональной подготовки и сдачи экзаменов в соответствии с распоряжением МВД Венгрии. В них включены лекции, консультации, решение практических задач, подготовка курсовой и дипломной работ, а также устные и письменные заключительные экзамены. Так, по специальности "управляющий кондоминиумом" слушатели проходят курс в 200 учебных часов, а по специальности "управляющий недвижимостью" -500 ч. При этом курс "управляющий недвижимостью" включает весь учебный материал курса "управляющий кондоминиумом". В соответствии с венгерской практикой курс подготовки по специальности "управляющий кондоминиумом" сосредоточен в основном на проблематике ТСЖ в кондоминиумах, состоящих из жилых и нежилых помещений, и связан с кругом задач представителя товарищества домовладельцев.
Курс "управляющий недвижимостью" включает и другие вопросы, связанные с управлением недвижимостью независимо от предназначения и формы собственности последней. Акцент делается на управлении инвестиционными проектами, оценочной деятельности, расчетах доходности от недвижимости и составлении комплексного плана управления недвижимостью.
Преподавание этих курсов налажено в 22 учебных центрах страны на основе образовательных методик, разработанных ООО "ФЮТИ ОМЕГА". Стоимость курсов практически одинакова на всей территории Венгрии.
Большое значение имеет подготовка специалистов по управлению жильем. На Западе многие политехнические вузы, специальные колледжи, училища и другие учебные заведения дают базовое образование, позволяющее выпускнику начать работать управляющим. Сами профессиональные сообщества управляющих также предлагают различные образовательные курсы, как базовые, так и предназначенные для повышения квалификации работающих управляющих.
За рубежом необходимость получения специального образования для работы управляющим возникает не из-за законодательных требований, а по условиям рынка: собственники не доверят управление своим имуществом неквалифицированным специалистам. И наоборот, наличие сертификатов о специальном образовании, особенно общепризнанных на национальном или международном уровне, повышает шансы управляющего на получение заказа от собственников и высокую оплату своего труда.